Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования определяется тем, что Синьхайская революция стала началом череды событий, которые привели к формированию современного Китая, который превратился в одного из мировых лидеров, и его роль в мировой экономике и глобальных политических процессах возрастает.
Вместе с тем, период Синьхайской революции был временем практически полного упадка страны. Китай не смог выдержать конкуренцию с европейскими странами, и не только вынужденно открыл свои границы, но и поставил себя в полуколониальное, зависимое влияние. Огромная территория страны оказалась разделена на зоны влияния европейских стран, и, кроме того, на отдельные части, которые контролировались различными политическими силами.
Свержение монархии, символизировавшей старый Китай, оказалось только началом процесса хаотичных изменений в стране. Последовавшие за ней процессы установления диктатуры, формирования новых региональных центров силы привело к активизации гражданской войны.
В этой связи представляет интерес анализ революционных процессов, их идейные истоки, а также значение Синьхайской революции для Китая в более широком историческом контексте.
Объектом исследования данной работы является Китай.
Предметом исследования являются Синьхайская революция.
Целью исследования - является выявление основных идей, лиедров и особенностей политической практики Синьхайской революции.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- охарактеризовать реформаторское движение Кан Ювэя;
- рассмотреть становление революционно-демократического лагеря во главе с Сунь Ятсеном;
- исследовать предпосылки Синьхайской революции;
- рассмотреть начальный период революции (Учанский период (1911– февраль 1912 г.));
- исследовать развитие революции с марта 1912 г. до ноября 1913 г. (установление диктатуры Юань Шикая);
- выявить значение Синьхайской революции для Китая.
Методологическая база исследования. В своей работе автор опирался на принципы научного историзма и объективизма. К основным методам относятся анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнительный и системный, историко-генетический, историко-системный, историко-сравнительный и историко-типологический методы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОППОЗИЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В КИТАЕ НА РУБЕЖЕ ХХ ВЕКА
1.1 Реформаторское движение Кан Ювэя
Кан Ювэй занимает выдающееся место в истории Китая. В условиях нарастающего хаоса в стране он выступил против условностей, неоконфуцианского авторитаризма и требований системы экзаменов государственной службы, утверждая модернизаторские идеи западной цивилизации.
Первое предприятие Канга в области социальной реформы было в 1883 году, когда он попытался отменить в своей деревне обычай «связывать ноги» женщинам. Распад династии Цин (1644–1911 / 12) побудил Канга и других заинтересованных китайцев потребовать фундаментальных институциональных реформ .
После того, как его планы спасения Китая, представленные в 1888 г. на суд династии Цин, были проигнорированы, Кан решил обратить образованный класс в свои взгляды и вывести людей из состояния «летаргии».
В 1890 году он открыл школу в Гуанчжоу, чтобы преподавать новые знания. С помощью своих учеников, среди которых был Лян Цичао, который сотрудничал с его реформаторским движением, он написал «Подделанные классики» (1891), в которых раскрывается, что конфуцианские классики считались священными, поскольку основы государственного культа были подделаны в период династии Хань ( 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.).
За этой книгой последовал «Конфуций как реформатор» (1897), в котором излагалась убежденность Кана в том, что Конфуций был озабочен современными проблемами и выступал за перемены и что прогресс человечества неизбежен. Его интерпретация конфуцианских учений и исследования древних текстов позже вдохновили современные ему ученых на переоценку прошлого Китая, хотя критики утверждали, что он призывал имя Конфуция для достижения своих целей и подрывал устоявшийся веками образ жизни.
Когда Китай потерпел поражение от Японии в 1895 году, Кан мобилизовал сотни выпускников провинциальных школ в Пекине, чтобы выразить протест против унизительных условий мира и подать прошение о далеко идущих реформах, направленных на укрепление империи.
Чтобы привлечь внимание людей к опасностям, с которыми сталкивается Китай, он и его соратники издали газеты и основали Общество по изучению национального укрепления, архетип политических партий в современном Китае. Общество было разогнано в 1896 году.
В 1898 году, когда иностранные державы пригрозили разделить Китай, Кан и его последователи предложили союз с Великобританией и Японией, чтобы остановить продвижение в Китай России, и настаивали на том, что только институциональные реформы могут спасти страну.
Он призывал очистить пространство для выражения общественного мнения, созыва собраний и даже признания народного суверенитета и разделения государственных властей, и он организовал Общество защиты нации для мобилизации поддержки.
В конце концов, он убедил императора Гуансю запустить программу реформ. Среди множества принятых мер были упорядочение правительства, укрепление вооруженных сил, создание новых стандартов в системе экзаменов на государственной службе, развитие торговли и промышленности, поощрение местного самоуправления и открытие Пекинского университета и современных школ .
Однако меры по реформе были отменены, когда вдовствующая императрица Цыси восстановила контроль. Император был заключен в тюрьму, шесть лидеров реформ, включая брата Кана, были казнены, а многие арестованы.
Кан и Лян Цичао сбежали в Японию. Не сумев убедить японское и британское правительства вмешаться в дела Китая, Кан отправился в Канаду и основал Ассоциацию реформ Китая (Zhongguo Weixinhui; широко известную как Ассоциацию спасения императора, а в 1907 году переименованную в Конституционную партию), чтобы продолжить осуществление своих планов.
После провала восстаний, спровоцированных реформаторами в 1900 г. в провинциях Аньхой и Хубэй для восстановления императора, Кан возобновил свои писательские работы в изгнании.
Его наиболее значительная работа, выполненная в то время, была «Великое Содружество» (Датуншу), в которой он видел утопический мир, достижимый через последовательные стадии человеческого развития, мир, в котором будут устранены расовые, религиозные, государственные, классовые, половые и семейные барьеры с универсальным правительством.
Чтобы помочь китайцам, живущим за границей, и объединить их в общих усилиях, он и его коллеги основали международную коммерческую фирму, а также основали школы и газеты. Эти действия, проводившиеся в США, Мексике, Японии и Юго-Восточной Азии, привели их к острой конкуренции с китайскими революционерами.
Во время изгнания Кан много путешествовал. Его пребывание в Европе и изучение западной истории побудили его избегать насилия и разрушительности революции как средства политических перемен, и он предложил в качестве альтернативного курса
После его возвращения в 1913 году в слабый и неспокойный Китай, он вскоре был вовлечен в кампанию по противодействию монархическому плану китайского государственного деятеля Юань Шикая.